Коррекционно-развивающая работа с детьми младшего школьного возраста, с ограниченными возможностями здоровья, в условиях сенсорной комнаты

Школа-интернат, где я работаю педагогом-психологом, уникальна по своему назначению. Это общеобразовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения.Дети, воспитывающиеся в нашем интернате, обделены родительским вниманием – отсюда их страхи, неадекватное поведение, высокий уровень агрессивности. Большинству наших воспитанников свойственно нарушение равновесия и подвижности между процессами возбуждения и торможения, повышенная эмоциональность, двигательное беспокойство, многие имеют серьезные неврологические диагнозы. Они склонны к проявлению физической агрессии, озлоблены, вспыльчивы, импульсивны.Дети, которые приходят к нам, уже отличаются повышенной тревожностью, имеют хронические заболевания, низкий иммунитет. А учебная нагрузка приводит к умственному переутомлению, что сопровождается ухудшением здоровья: увеличивается число детей, страдающих различными хроническими заболеваниями, проявляются значительные вегетативные реакции, развиваются неврозоподобные состояния, что, в свою очередь, становится проблемой для ребенка и сказывается на его учебной деятельности.

Искренне желание помочь заставило меня искать и испробовать многое. И когда в нашем интернате появилось оборудование для организации сенсорной комнаты, я поняла, что теперь психологическую помощь можно будет оказывать на более высоком уровне и с большей эффективностью. Итогом этих поисков является подобранная мной система коррекционно-развивающих занятий, которые включают в себя растяжки, дыхательные и глазодвигательные упражнения, визуализацию, коммуникативные упражнения, работу с сенсорной тропой, релаксационные упражнения.

Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное напряжение мышц) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость) мышц. Оптимизация тонуса является одной из самых важных задач нейропсихологической коррекции. У наших воспитанников наличие гипотонуса проявляется в снижении психической и двигательной активности, в замедленной переключаемости нервных процессов, эмоциональной вялости, низкой мотивации и слабости и волевых усилий. Наличие гипертонуса, как правило, проявляется в двигательном беспокойстве, нарушении сна. Для этих детей характерно отставание в формировании произвольного внимания. Все двигательные, сенсорные и эмоциональные реакции на внешние стимулы у гиперактивного ребенка возникает быстро, после короткого латентного периода, и так же быстро угасает. Такие дети с трудом могут расслабиться именно поэтому на занятиях ребенку необходимо дать почувствовать его собственный тонус и показать варианты работы с ним на наглядных и доступных его пониманию примерах.

Дыхательные упражнения улучшают ритмирование организма, развивают самоконтроль и произвольность. Единственным ритмом, которым произвольно может управлять человек, является ритм дыхания и движения. Умение произвольно контролировать свое дыхание развивает у ребенка самоконтроль над поведением. Дыхание можно сочетать с разнообразными вариантами упражнений глаз и языка. Эффективным приемом является подключение к дыхательным упражнениям визуальной и сенсорной системы (например, «надувание» воздушных шариков разного цвета в животе, «вдыхание» солнечного света и т.д.).

Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма. Известно, что разнонаправленные движения глаз активизируют процесс обучения. В трехмерной среде глаза находятся в постоянном движении, собирают сенсорную информацию и строят сложные схемы образования, необходимые для обучения.

Визуализация является репрезентацией в уме объекта, явления и события (зрительные, слуховые, осязательные образы). Она происходит в обоих полушариях мозга, что эффективно развивает мозолистое тело и, следовательно, интегрирует работу мозга. Упражнения выполняются с закрытыми глазами.

С помощью коммуникативных упражнений у детей отрабатываются умения и навыки сглаживания конфликтов, формируются установки на взаимопонимание.

На каждом занятии используется сенсорная тропа. Ходьба по такой дорожке полезна тем, что она помогает коррекции движений, профилактики плоскостопия, а так же развитии тактильного восприятия. Для более полноценных ощущений дети  ходят  по тропе босиком или в тонких носках. Она так же является своего рода пропускной дорожкой в сенсорную комнату.

В своей работе я использую метод релаксации (в переводе с лат. – «облегчение», «расслабление»). Детей охватывает общее состояние покоя, связанное с полным или частичным мышечным расслаблением, наступающим в результате произвольных усилий, а свето-, цвето-, звуко- и аромотерапия воздействуют на состояние ребенка через соответствующие органы чувств.

Прежде всего, такие занятия показаны детям чрезмерно утомляемым, эмоционально истощаемым, непоседливым, вспыльчивым, с нарушением поведения, а также страдающими психосоматическими заболеваниями.

Спокойная, доброжелательная обстановка в сочетании с мощным положительным влиянием оборудования сенсорной комнаты способствует появлению у детей ощущения защищенности, спокойствия и уверенности в себе. Создаются условия для тренировки процессов торможения, необходимых при повышенной возбудимости и агрессивности, стимулируется интерес к познавательной деятельности детей. Сенсорная комната – это профилактическое средство школьного переутомления, особенно для младших школьников, так как они более всех подвержены ему.

На таких занятиях я обучаю детей различным приемам саморегуляции, что помогает им преодолевать эмоциональное напряжение, барьеры в общении, учиться лучше понимать себя и других, дает возможность выразить свое «Я».

Работа в сенсорной комнате организуется в следующих направлениях:

Коррекционно-развивающие занятия, которые уменьшают тревожное состояние, снижают агрессию, обучают саморегуляции.

Общение, которое имеет огромное значение для общего психологического развития человека, развития его самооценки и становления как личности.

Для комплексной лечебно-оздоровительной работы с детьми, воспитывающимися в условиях депривации.

Организация работы

Система коррекционно-развивающих занятий рассчитана на 28 встреч с периодичностью один раз в неделю (с октября по апрель включительно). Время занятий в сенсорной комнате 40 минут. Для возбудимых детей оно сокращается. Количественный состав: подгруппами по 3-5 человек или индивидуально. Принцип комплектования группы: добровольное участие, учет психофизических особенностей воспитанников. Количество человек на занятии определяется целями работы, возрастом детей. Учитывая возрастную категорию детей, занятия проходят в игровой форме. Длительность игр зависит от индивидуальных особенностей воспитанников.

Ориентировочная структура занятия:

—     вводная (ритуал приветствия, разминка, растяжка);

— основная (дыхательные, глазодвигательные, функциональные упражнения, игры с использованием оборудования сенсорной комнаты, релаксация);

—     завершающая (подведение итогов, ритуал прощания).

На занятиях в сенсорной комнате я использую оборудование, произведенное ООО «ПКФ «Альма»»: мягкие пуфики с гранулами (мы называем их «Живая мебель»); детский уголок с пузырьковой колонной («волшебное» название «Волшебные пузырьки»); светильник «Фонтан света; зеркальный шар (с мотором и источником света) («волшебное» название «Солнечные зайчики»); «Волшебная нить» с контроллером; сенсорная тропа («Тропа здоровья»); панно «Живая вода»; подвесная система «Мелодичный звон»; установка для ароматерапии «Эфа».

В зависимости от целей и задач занятий с детьми в сенсорной комнате применяю и другое оборудование, например, сухой бассейн (великолепное средство для точечного массажа всего тела, кроме того, постоянное изменение положения тела в бассейне способствует развитию вестибулярного аппарата), а также различные игрушки и материалы.

Опыт работы с детьми младшего школьного возраста показывает, что сенсорная комната оказывает положительное воздействие на психофизическое и эмоциональное здоровье наших воспитанников. Эффективность сенсорной комнаты отслеживается по данным психодиагностики, по результатам наблюдений психолога и педагогов за учащимися. Детям особенно полюбились эти занятия. Я считаю, что сенсорная комната – необходимый инструмент комплексной терапии для наших воспитанников, направленной на коррекцию их психического здоровья и улучшение физического состояния. Следовательно, сенсорную комнату целесообразно использовать в нашем образовательном учреждении как здоровьесберегающую технологию.

Кокорич Н.П.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

OLYMPUS DIGITAL CAMERA